Уже не одно десятилетие не утихают споры на тему: «Какой двигатель лучше – бензиновый или дизельный?». И явных победителей в этом споре пока нет. Каждый из оппонентов оказывается по-своему прав.
В этой короткой статье попытаемся и мы вместе с Вами разобраться в достоинствах и недостатках того или иного из этих двигателей. И начнем мы с азов.
И бензиновый, и дизельный двигатели относятся к одному и тому же типу – двигателям внутреннего сгорания (ДВС). Тепловая энергия, получаемая при сгорании топлива в них преобразуется в механическую. Конструктивно они во многом схожи (но не во всем!), а вот принцип работы у них разный. В бензиновом двигателе горючая смесь воспламеняется от искры, образующейся между электродами свечи зажигания. В дизельном же двигателе горючая смесь самовоспламеняется от сильного сжатия в камере сгорания.
Ну, а теперь разберемся, в чем сильные и слабые стороны каждого из этих двигателей.
Главное преимущество дизельного двигателя перед бензиновым – его экономичность. Расход топлива у него на 20-30% ниже, чем у бензинового.
При одном и том же объеме мощность бензинового двигателя больше, чем у дизеля, но зато у дизеля заметно больше крутящий момент.
Дизель плохо заводится и плохо прогревается в зимнее время, особенно если в бак залита солярка, не соответствующая сезону (летняя).
Дизельному двигателю требуется более частое техническое обслуживание. Оно более трудоемкое и обходится дороже, чем обслуживание двигателя, работающего на бензине. Зато дизельный двигатель более долговечен – его «пробег» до капитального ремонта минимум в 2 раза превышает «пробег» бензинового.
Дизельный двигатель считается более экологичным, т.к. выделяет в атмосферу меньше вредных веществ, чем бензиновый. Однако в его выхлопе очень много взвешенных частиц – сажи, которая тоже отрицательно влияет на здоровье людей.
Автомобиль с дизельным двигателем считается более пожаробезопасным, т.к. температура воспламенения солярки выше, чем у бензина.
Подведем некий промежуточный итог и более наглядно выделим достоинства и недостатки этих моторов.
Бензиновый двигатель
Достоинства
- Относительно простое устройство по сравнению с дизелем.
- Относительно недорогое техническое обслуживание.
- Большая удельная мощность, чем у дизеля.
- Легкий запуск и быстрый прогрев в зимнее время.
- Более мягкая, по сравнению с дизелем, работа двигателя, особенно на холостых оборотах.
- Относительно невысокие требования к качеству бензина.
Недостатки
- Увеличенный на 20-30% расход топлива по сравнению с дизелем.
- Гораздо меньший крутящий момент, чем у дизеля.
- Высокий уровень выброса в атмосферу вредных веществ по сравнению с дизелем.
- Более низкая, чем у дизеля пожаробезопасность.
Дизельный двигатель
Достоинства
- Более экономный расход топлива по сравнению с двигателем на бензине.
- Намного больший крутящий момент при одном и том же объеме двигателя.
- Долговечность.
- Более высокая пожаробезопасность.
- Лучшая, чем у бензинового мотора экологичность благодаря менее вредному выхлопу.
Недостатки
- Более сложное устройство и более тяжелый вес по сравнению с бензиновым мотором.
- Частое и дорогое техническое обслуживание.
- Меньшая мощность по сравнению с бензиновым двигателем такого же объема.
- Тяжелый запуск и прогрев в зимнее время.
- Заметная вибрация, особенно на холостых оборотах.
- Высокие требования к качеству топлива.
В Европе, согласно некоторым данным, количество дизельных легковых автомобилей составляет примерно 55% от общего количества легковушек. В России же доля этих автомобилей составляет 2-3%! Откуда же такая любовь к дизелям в Европе и такая немилость к ним в России?
Вот некоторые из основных причин.
- Автомобили с дизельными двигателями заметно дороже бензиновых. В Европе, при их уровне зарплат, эта разница в цене не так заметна при покупке авто. Для россиян же эта разница очень чувствительна.
- Среднегодовой пробег легкового автомобиля в Европе заметно больше, чем в России. А чем больше пробег, тем выгодней иметь автомобиль именно с дизелем ввиду его большей экономичности по сравнению с бензиновым авто.
- Качество солярки в Европе заметно выше, чем в России и, следовательно, там меньше проблем с непредвиденными поломками и ремонтом двигателя.
- В Европе более «мягкие» зимы, чем в России и поэтому с запуском и прогревом двигателя меньше проблем.
- Модельный ряд предлагаемых в Европе дизельных автомобилей намного разнообразней, чем в России.
А теперь подведем общий итог.
Резюмируя все вышесказанное можно сделать такой вывод. Для нас, россиян, более выгодной и приемлемой будет покупка автомобиля с бензиновым двигателем. Но это совсем не значит, что вариант покупки автомобиля с дизелем совсем исключается из рассмотрения. Существует по меньшей мере две причины, по которым приобретение автомобиля с дизелем будет наилучшим вариантом. Первая – если Ваш годовой пробег составляет больше 20000 км в год. Тем более, если Вы используете автомобиль в коммерческих целях. И вторая причина – если Вы решили взять внедорожник. Благодаря высокому крутящему моменту и хорошей тяговитости на низких оборотах дизельные двигатели как нельзя лучше подходят для преодоления бездорожья, особенно тяжелого. Ну, и никто еще не отменял просто любовь к этому двигателю огромной армии его фанатов!