Современные автомобили становятся всё более продвинутыми, но остаются по-прежнему уязвимыми перед небрежным отношением своих владельцев. Даже несмотря на внедрение большого количества систем, напоминающих водителям о необходимости замены масла, тормозных колодок или контроля давления в шинах, многие поломки возникают именно в результате пренебрежения. Безаварийных автомобилей не существует, и рано или поздно каждый из них выйдет из строя, но от водителей зависит, насколько серьёзной будет неисправность и через какой промежуток времени она возникнет. Что и когда необходимо заменять в машине, чтобы она оставалась в рабочем состоянии как можно дольше?
1. Моторное масло и масляный фильтр.
Моторное масло является одной из самых чувствительных рабочих жидкостей в автомобиле, однако частота его замены вызывает много сомнений у водителей. Масло смазывает движимые части двигателя, защищает их от преждевременного износа, а также охлаждает.
Моторное масло необходимо менять, и делать это лучше чаще, чем реже. Что значит «чаще»? Для каждой машины производитель точно определяет пробег, по достижении которого масло подлежит замене. Чаще всего эта величина составляет 15 тысяч километров или раз в год. В любом случае, эти значения следует рассматривать только как ориентир, а реальный интервал замены масла зависит в первую очередь от условий эксплуатации автомобиля, в городских условиях эксплуатации рекомендуется менять моторное масло после 7-10 тысяч километров.
Помните о том, что в процессе эксплуатации транспортного средства загрязняется не только масло, но и вся система смазки. Поэтому перед каждой заменой масла рекомендуется промывка всей системы. Данная рекомендация относится, в частности, и к автомобилям с дизельными моторами, особенно турбированными.
2. Тормозная система: диски, колодки, жидкость.
Тормозная система – одна из важнейших систем, отвечающих за безопасность вождения, поэтому её регулярный осмотр и обслуживание чрезвычайно значимы. Как и в случае с маслом, значение среднего пробега, по достижении которого необходимо менять колодки, следует воспринимать только как ориентир. В зависимости от типа материала, из которого изготовлены колодки, а также от стиля вождения, веса автомобиля и мощности двигателя, срок службы колодок будет варьироваться. В экстремальных случаях он может ограничиваться 6 тысячами километров.
Специалисты рекомендуют не менее двух раз в год выполнять основные контрольные действия в сервисе, связанные с оценкой работы тормозной системы. К ним относятся:
- измерение толщины тормозных колодок и дисков;
- измерение бокового биения дисков;
- проверка состояния тормозных шлангов на предмет износа и возможных утечек жидкости;
- проверка качества тормозной жидкости (её точки кипения).
3. Фильтры: топливный, воздушный, салонный.
Своевременная замена фильтров помогает предотвратить серьёзные сбои и – в случае с салонным фильтром – обеспечивает комфорт в пути.
Топливный фильтр очищает топливо от примесей, которые могут быть опасны для двигателя, особенно в случае дизельных моторов. Установленный в двигателе топливный фильтр характеризуется длительным сроком службы, и его замена в зависимости от производителя требуется каждые 15-50 тысяч километров.
Воздушный фильтр является барьером на пути грязи, содержащейся в воздухе, к мотору. Чтобы лучше понять, сколько работы должен выполнять воздушный фильтр, достаточно упомянуть, что однолитровый двигатель, работающий на 7 тысячах оборотов в минуту, за 1 минуту всасывает около 2,5 тысяч литров воздуха, в составе которого – пыль, чрезвычайно опасная для движимых частей мотора.
Менять воздушный фильтр желательно каждые 10-15 тысяч километров, а в промежутках между заменами необходимо периодически проверять его состояние.
Салонный фильтр также стоит на страже чистоты воздуха, но уже того, которым дышат водитель и пассажиры. Производить его замену рекомендуется не менее одного раза в год или каждые 15 тысяч километров. Пренебрежение данной рекомендацией может способствовать развитию аллергии у пассажиров, активному появлению испарины на окнах и возникновению неприятного запаха в салоне.
4. Охлаждающая жидкость.
Основная функция жидкости в системе охлаждения – обеспечение оптимальной температуры двигателя и защита системы от коррозии. Со временем «охлаждайка» теряет свои свойства, поэтому её следует регулярно проверять и при необходимости менять. Если вы не хотите, чтобы дело дошло до серьёзной поломки, хладагент следует менять каждые 2-5 лет, но не реже одного раза в месяц вы должны проверять его уровень.